Неверный логин или пароль
Забыли пароль?
 
18 Июня 2024 вторник
Иван Молодой07.06.2021  с помощью Деловая газета Взгляд
Пушкин – это русская победа над временем
Сегодня день рождения одного из величайших русских людей, когда-либо живших. Он дал ответы на «проклятые вопросы» своего времени, да и всей истории в целом. Ответы, которые он завещал и всей, рожденной им, русской литературе, и русскому народу, в дух которого и его победу над временем и «тьмой низких истин», несомненно, верил.
В советскую эпоху в творчестве Пушкина выделялся именно его юношеский, "вольтерьянский" период, неизбежный для человека, чье детство и юность пришлись на "постекатерининскую" эпоху.
Именно во времена Екатерины II начинается утверждение в высших слоях русского общества духа "вольтерьянства", связанный с отрицанием всего "отсталого" отечественного в пользу западного "передового"; впоследствии эта традиция продолжилась и при ее любимом внуке Александре Благословенном, воспитателем которого, как известно, был якобинец Лагарп.
При этом удивительно, что распространение среди русской аристократии вольнолюбивых "вольтерьянских" идей сопровождалось дальнейшим ухудшением положения крепостных крестьян, низведенных, фактически, до уровня бессловесных скотов.
Молодежь при этом шла дальше и хотела большего, чем родители, выступая уже и за слом самого государства, ликвидацию монархии, Церкви, крепостничества (любопытно, что ни один из них при этом, не исключая и самого А.С.Пушкина, собственных крепостных так никогда и не освободил, в отличие, к примеру, от "реакционера" А.Х.Бенкендорфа).
Николай I, поняв после декабристского восстания, что дальше, что называется, "ехать некуда", повел борьбу за искоренение "вольтерьянства" в российском обществе и за утверждение в нем русских национальных традиций.
Именно при нем были приняты первые меры по охране памятников старины, началось утверждение русского национального стиля в архитектуре (когда взошла звезда архитектора К.А.Тона), возрождение национальных традиций в русской словесности.
В русле этого движения и был возвращен из ссылки А.С.Пушкин, в котором Николай I смог разглядеть черты будущего государственника и патриота.
Пушкин распрощался со своим "вольтерьянством", фактически, в романе "Евгений Онегин", герой которого, человек, лишенный национальных корней, бесцельно "мотается" по жизни, не в силах найти себя ни в хозяйствовании, ни в любви, ни в дружбе, и просто от скуки убивает на поединке своего друга.
Николай I, уже после первой беседы с Пушкиным, оставил в дневнике запись: "Сегодня я говорил с умнейшим человеком в России".
Пушкин, действительно, не оставил после себя тяжеловесных философских сочинений. Но его суждения о сложнейших вопросах истории и общественного развития так же глубоки, ясны и изящны, как и его поэзия.
И именно такой Пушкин, сумевший поднять себя над временным ради вечного, нам и нужен сегодня.